Тренинг для педагогов дополнительного
образования
«Тёплые руки»
Цель: профилактика профессионального выгорания.
Количество участников – 12-15 человек.
Время проведения – 50-60 минут.
Материалы: 3 обруча, шариковые ручки, листы А5 (по количеству
участников), тесты (по количеству участников), дольки «арбуза» (по количеству
участников), «ладошки» (по количеству участников).
Ход тренинга:
I организационный момент: для расслабления группы, психолог включает
лёгкую, мелодичную музыку. Педагоги слушают её 1 минуту.
Ведущий
объясняет задачи тренинга, знакомит участников с ходом предстоящей деятельности
и делит их на две группы.
Проводится упражнение «Арбузик», направленное на сплочение участников игры. Каждый
получает вырезанные из альбомных листов «дольки арбуза». Участники пишут на
дольках свои имена в том звучании, которое им больше нравится (например,
Надежда, Танечка и т.д.). Далее каждый участник выбирает любую букву имени и
записывает на бумаге слова, выражающие его эмоциональное состояние в данный
момент (например, веселый, воодушевленный и т.д.). Участники группы в ходе
обсуждения находят моменты единства друг с другом.
Рефлексия: подводится общий итог упражнения -
«Сегодня мы такие разные…, но нас объединяет то, что…». 5 – 7 минут.
II основная часть:
«17 качеств
личности».
Цель: определить, какие качества личности необходимы педагогам.
Педагогам
предлагаются листы А5, на которых педагоги должны написать 17 качеств своей личности. Написав, педагоги передают вписок по
кругу, каждый следующий вычеркивает по 1 качеству из списка, которое
по его мнению не особо важны для личности. Игра ведется до того момента пока
списки не вернутся к своим хозяевам.
Рефлексия:
перечисляются оставшиеся качества. Именно эти качества характеризуют идеальную
личность. 10-12 минут.
Упражнение «Опустить предмет». Участников делят на 3 группы, каждой группе даётся по обручу и просят их перенести на другую сторону с помощью указательных пальцев на вытянутых руках не произнеся не слова.
Рефлексия: возникли ли сложности при
выполнении такого, простого на первый взгляд задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? 7-10 мин.
Проводится тест «Профессиональное выгорание педагогов».Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Решение теста.
Рефлексия. 7-10 мин.
III итоговая часть.
«Фигурные построения». Участники
хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и
пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа
ведущим. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают
глаза и смотрят, что в итоге получилось.
Рефлексия: обсуждение упражнения. 3-5 мин.
Упражнение «Цветная ладошка», каждый участник
выбирает себе заранее вырезанную из цветной бумаги ладонь, и пишет там
пожелание своему коллеге. 3-5 мин.
Когда работа выполнена, «ладошки»
перемешиваются, раскладываются на столе у выхода. Когда мероприятие закончится
каждый участник, выходя из кабинета, возьмёт себе одну ладошку с пожеланием.
Подведение итогов тренинга. Участники
высказывают свои впечатления о проделанной работе, и высказывают свои пожелания
на следующие заседания. 3 мин.