СОДЕРЖАНИЕ
I.
Паспорт Программы развития МБОУ ДОД ДДЮ …………..3-5
II.
Введение…………………………………………………………..6
III.
Информационная справка …………………………….………..8
IV.
Проблемно-ориентированный анализ
деятельности МБОУ ДОД ДДЮ за 2014-2015 учебный год: ………………….....9-23
1. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса………………………………………………………………..12
2.Обеспечение
безопасности………………………………………....12
3. Кадровое
обеспечение образовательного процесса………….13-14
4. Особенности
организации образовательного процесса:………..15
4.1. Основные направленности образовательной деятельности……………………….……………………………..15-18
4.2. Организация районных массовых
мероприятий…………...19-21
4.3.Организация содержательного досуга с
обучающимися…. 22-23
V. Анализ сведений о состоянии и тенденциях
развития…….24-30
VI. Концепция развития: миссия, цели,
задачи…………………31-34
VII. Аналитическое обоснование
программы………………..…35-37
VIII. Ожидаемые результаты………………………………….…..…38
I.
Паспорт
Программы
Наименование
Программы |
Программа развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования детей Дома детства и юношества Болотнинского района Новосибирской
области на 2015-2019 годы |
Назначение Программы |
Определить стратегию развития Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детства и
юношества Болотнинского района Новосибирской области (далее МБОУ ДОД ДДЮ,
учреждение, ДДЮ) на 2015-2019 годы |
Нормативно-правовая основа для
разработки Программы |
· Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ.
· Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.,
утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р · Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. · Указ
Президента Российской Федерации от 01.06.2012г № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.» · Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р «Об утвердении
Концепции развития дополнительного образования детей» · ПРИКАЗ
Минобрнауки Российской Федерации №1088 от 29.08.2013 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам». · Долгосрочная
целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой
учащейся молодёжи в Новосибирской области на 2013-2017». · Устав МБОУ ДОД
ДДЮ. |
Основание
для разработки Программы |
Законодательные документы, формирующие
политику в области образования, подчеркивают неизбежность принципиально
нового подхода к воспитанию и развитию подрастающего поколения. Сегодня педагогика ориентирована на
сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, его динамичность и
толерантность и призвана управлять развитием личности, направляя его в сторону
освоения культурных общечеловеческих ценностей. Решение задач социализации детей поднимают на новый уровень значимости
возможности дополнительного образования, которое создает уникальные условия
для реализации творческих возможностей детей и выступает одним из способов
формирования социокультурной личности. Это послужило поводом для разработки
новой программы развития учреждения, позволяющей отследить перспективу, а
также систематизировать, скоординировать работу учреждения в режиме
устойчивого развития. |
Разработчики
Программы |
Администрация МБОУ ДОД ДДЮ: Директор – Синельник С.А., Заместитель директора по научно-методической
работе– Мигель Н.А. |
Исполнители
Программы |
Коллектив педагогических работников
МБОУ ДОД ДДЮ |
Источники
финансирования |
Бюджетные средства, выделенные на выполнение
муниципального задания, привлечённые средства внебюджетных источников. |
Цель
Программы |
Создание условий, способствующих
развитию инфраструктуры и материально-технических основ деятельности
учреждения в режиме развития, кадровых и методических условий, позволяющих
повысить качество, доступность и конкурентноспособность дополнительного
образования в интересах обучающихся. |
Задачи
Программы |
1. Изучение и
анализ соответствия образовательных потребностей и запросов
обучающихся ресурсным возможностям учреждения. 2. Расширение дополнительных
образовательных услуг в рамках ФГОС. 3.Разработка образовательных программ
по раннему выявлению, развитию и
поддержке одаренных детей. 4. Создание
механизмов мотивации педагогов в вопросах повышения качества образовательных
услуг и непрерывного профессионального развития. 5. Разработка
и реализация системы мероприятий по выявлению, развитию способностей каждого
ребенка, стимулированию достижений одаренных и талантливых детей. 6. Улучшение
материально-технической базы учреждения. 7. Создание
здоровьесберегающей образовательной среды. Создание современной инфраструктуры
для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок,
культуры здорового образа жизни. 8. Создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного дополнительного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья и их социализации. 9.Создание
консультативных сервисов для родителей
(лиц их заменяющих) в целях оказания им психолого-педагогической помощи
в воспитании и развитии детей. |
Сроки
реализации Программы |
2015-2019 годы – 5 лет |
Этапы реализации Программы |
Первый
этап (январь – ноябрь 2015 г.) – проектировочный:
анализ среды развития МБОУ ДОД ДДЮ, определение миссии, постановка целей,
задач Программы, выделение приоритетных направлений Программы. Второй этап (декабрь 2015- май 2018 гг.) –
основной:
апробация новых образовательных программ, проектов, расширение сферы услуг,
прочное вхождение в образовательное и культурное пространство района и
города. : максимально возможная и
эффективная структуризация направлений и сфер деятельности, разработка и
описание проектов, укрепление и перераспределение материально-технической
базы и развитие системы взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, формирование научно-методической и материально-технической базы
достаточного уровня для реализации Программы. Третий
этап (июнь 2018 – июнь 2019 гг.) – обобщающий: анализ
достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития;
внедрение в образовательную практику положительных результатов реализации
Программы. |
Ожидаемые
результаты реализации Программы |
1. Расширение перечня реализуемых
дополнительных образовательных программ, в т.ч. и краткосрочных. 2. Увеличение доли обучающихся
среднего и старшего школьного возраста, охваченных дополнительными
образовательными программами. 3. Увеличение числа педагогов, успешно
прошедших аттестацию в целях установления квалификационной категории и курсы
профессиональной переподготовки. 4. Увеличение числа педагогов,
участвующих в конкурсах профессионального мастерства. 5. Увеличение среди обучающихся
количества участников, лауреатов и призёров конкурсов различного уровня. 6. Улучшение материально-технической
базы учреждения. 7. Разработка дополнительных
образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
направленных на их социализацию. |
Контроль
за выполнением реализации Программы |
Вопросы
реализации Программы рассматриваются на заседаниях педагогического совета 1 раз в год. Промежуточный контроль, итоговый, диагностики, анкетирование,
мониторинг. |
II.
Введение.
Региональные и муниципальные программы развития системы
образования определяют для нас основные стратегические ориентиры. В частности,
в них определено, что достижение нового качества образования должно быть
сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся,
приобщения их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и
жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением.
В Концепции модернизации
российской системы образования определены важность и значение системы
дополнительного образования детей, способствующей развитию у детей мотивации к
познанию и творчеству; укреплению здоровья; профессионального самоопределения,
социализации воспитанников, формированию общей культуры и организации
содержательного досуга.
Одна из главных проектных задач
образования - формирование подрастающего поколения, которому предстоит жить в
ХХI веке, через развитие индивидуальных способностей
каждого и становление гражданских качеств личности на базе интеграции
социокультурного пространства. Это возможно при приведении всего
образовательного процесса в определенную систему.
Дополнительное
образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и
существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная
сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают
дети и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование
детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных сельчан к
здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к
достижению общественно значимого результата. Этот вид образования
способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и
нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению
подрастающего поколения.
С
переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста, дополнительное
образование становится важным компонентом общего образования.
Базовое
(школьное) образование по своей
направленности адресовано всем учащимся, безотносительно их личным планам и
устремлениям. Совокупность знаний, умений и навыков определяется
государственными стандартами. Дополнительное образование надстраивается над
базовым и позволяет получить знания, выработать умения и навыки сообразно с
личными планами на будущее.
Программа
направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в
области образования, усиления внимания
органов исполнительной власти, общественности к дополнительному
образованию детей и их воспитанию через организацию деятельности Дома детства и юношества, организацию
содержательного свободного времени.
Программа
определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные
приоритеты развития учреждения, задает основные способы и механизмы изменений.
Она строится на необходимости консолидированного участия в решении задач
развития всех заинтересованных в этом лиц,
муниципальных органов исполнительной власти, организаций и
предприятий района, независимо от того, поддерживаются ли они
государством, развиваются на коммерческой или на безвозмездной основе.
III.
Информационная
справка
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества
Болотнинского района - это современное многопрофильное образовательное
учреждение дополнительного образования детей, постоянно развивающаяся система,
которая состоит из высокопрофессионального педагогического коллектива,
талантливых воспитанников, заботливых родителей и характеризуется стабильностью
образовательного процесса. Стабильность обеспечивается широким выбором
образовательных направлений, многолетними традициями детских творческих
коллективов, удобным для родителей и обучающихся расписанием учебных занятий,
природосообразностью образовательного процесса. Воспитанники Дома детства и
юношества дополнительно получают бесплатное образование, поэтому оно доступно
для всех слоев населения с разным уровнем доходов. Дом детства и юношества
высоко востребован как социально – культурный центр, в котором идут
инновационные процессы по расширению сферы деятельности, по разработке
авторских и экспериментальных программ. Учреждение дважды аттестовано на высшую
категорию. Дата образования - январь
1953 года.
Учредитель МБОУ ДОД Дома детства и юношества -
администрация муниципального образования
Болотнинский район Новосибирской области.
Лицензия на осуществление образовательной
деятельности: N 7904,
регистрационный номер 1643 – Л от
14.12.2012 года- бессрочная.
Свидетельство о государственной аккредитации
на высшую категорию: АА 000630, регистрационный номер 4217 от 14.11.2009 года.
Директор МБОУ ДОД Дома детства и юношества - Синельник Светлана
Александровна, руководитель высшей квалификационной категории.
Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе
I квалификационной категории Шевень Светлана Иосифовна.
Заместитель директора по научно –
методической работе
I квалификационной категории Мигель Надежда Алексеевна.
Юридический адрес: 633340, Новосибирская
область, г. Болотное,
ул.
Комарова №6, тел. 8 383(49)21-491, электронная почта: DDUBolotnoe@yandex.ru.
В работе
с воспитанниками МБОУ ДОД Дом детства и
юношества руководствуется Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Конституцией Российской Федерации,
Типовым положением об учреждении
дополнительного образования, Уставом МБОУ ДОД
Дома детства и юношества,
локальными актами, внутренними приказами,
положениями, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников
образовательного процесса.
IV.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности
МБОУ ДОД ДДЮ за 2014-2015 учебный год
Меры, принимаемые государством по
развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в
Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г».».
Согласно Указу Президента Российской Федерации
поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по
дополнительным образовательным программам, от общей численности детей этого
возраста до 70 - 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о
передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного
образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации
названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Именно эти документы, а также вступление в силу в
сентябре 2013 г. нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ), стали основой для разработки новой нормативной базы
учреждения дополнительного образования детей. Именно в них будет определено
проведение комплекса мероприятий по внедрению новых условий оказания дополнительных
образовательных услуг.
Планируется внесение изменений в существующую
нормативную правовую базу:
1. Разработка и внедрение
требований к программам (содержание, условия,
сроки реализации).
Первое требование – это
диверсификация образовательных программ (увеличение их разнообразия, расширение ассортимента). Речь
идет, прежде всего, о разработке программ по новым видам деятельности – новым
для дополнительного образования в целом, для определенного региона, для
конкретной образовательной организации.
Важнейшее требование, которое, как кажется, будет предъявляться к вновь
появляющимся программам (впрочем, как и к уже реализуемым) - их соответствие
государственному и социальному заказу.
Наиболее слабым местом в этой цепочке продолжает оставаться практика
выявления социального заказа, определения социального запроса, идущего от
населения. О том, что она все еще не отвечает современным требованиям, говорит
тот факт, что учреждения, как правило, предлагают услуги дополнительного
образования без должного анализа реального спроса на них, исходя из
существующего у них материально-технического и кадрового потенциала. В
принципе, что свойственно и нашему учреждению.
В то же время необходимо отметить, что мы стараемся реагировать на
динамично изменяющийся спрос, сочетать соответствие изменяющихся потребностей
детей и родителей с возможностями своего педагогического коллектива.
Конечно же, большую роль в увеличении
разнообразия программ играют кадры и материально-техническая база.
Кроме того, мы оказываем помощь школам в
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Ежегодно мы обращаемся к
школам, какие бы они хотели открыть объединения на базе их школ.
В 2014-2015 учебном году в рамках реализации
ФГОС открыто 6 групп, в которых проходят обучение 120 обучающихся.
Требование второе – качественное обновление содержания и условий реализации образовательных
программ в соответствии с уровнем развития современной науки,
техники, искусства, спорта.
В такой модернизации сегодня нуждается большинство реализуемых в системе
ДОД программ. Речь идет о радикальном обновлении материально-технической базы
данных программ и методов образовательной деятельности, что позволило бы
перевести их содержание и способы реализации на современный научно-технический
уровень. Конечно, наши возможности очень ограничены в сравнении с имеющейся возможностью больших
городов. Но это не значит, что их нет вообще.
Так, например, каждый год мы организуем выезд наших обучающихся на мастер-классы по декоративно-прикладному и
изобразительному творчеству, проводимые в рамках Межрегиональной выставки
«УЧСИБ».
Кроме того, разрабатывается дистанционный курс к авторской
образовательной программе «Заветными тропами родного края» (авт. Мигель Н.А.),
который позволит одновременно проводить занятия с детьми, обучающимися в
разных школах района.
Требование третье по обновлению дополнительных
образовательных программ – расширение
контингента детей, являющихся непосредственными адресатами
образовательных практик, предлагаемых системой дополнительного образования детей.
Во-первых, речь идет о более активной работе системы дополнительного
образования с дошкольниками.
Не первый год настоятельно заявляет о себе потребность родителей более
интенсивно использовать потенциал учреждений дополнительного образования детей
для развития дошкольников, причем с раннего возраста. Необходимы: снижение
возрастного порога для дошкольников, посещающих организации дополнительного
образования, разработка общеразвивающих программ, дифференцированных по
возрастам от двух до шести лет (при
необходимости – с участием родителей), создание соответствующей дошкольному
возрасту интерактивной социокультурной среды.
В нашем учреждении в Школе раннего
развития «Капитошка» вот уже на протяжении 15 лет организуется развитие детей 4,
5 и 6 летнего возраста,
Во-вторых, расширение контингента потребителей
образовательных услуг системы дополнительного образования детей должно быть
связано с охватом ряда социальных групп детей, традиционно мало представленных
в учреждениях дополнительного образования. Это, прежде всего, дети с
ограниченными возможностями здоровья. Разработка образовательных
программ для данной категории детей – еще одна актуальная задача педагогов и
методистов. На страницах педагогических изданий сферы дополнительного
образования детей периодически обсуждаются проблемы и достижения, имеющиеся в
данном направлении, поэтому удачный опыт такой работы необходимо транслировать
и развивать.
В нашем учреждении также накоплен опыт по
организации индивидуальной работы с детьми- инвалидами: с 2010 года на базе
нашего учреждения успешно реализуется социально
значимый проект «Понимание и красота спасут наш мир» и разработана
образовательная программа «Красота рукотворного мира». Данной программой охвачено 5 детей с
ограниченными возможностями здоровья в
возрасте от 7 до 18 лет.
Мы считаем, что данный вид работы необходимо совершенствовать и
продолжать дальше.
1.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Качественная организация образовательного процесса невозможна без серьёзного материально – технического обеспечения. Коллектив Дома детства и юношества прилагает много усилий для создания особой атмосферы в детски, способствующей развитию творческих способностей детей, сохранению их здоровья и стремлению к совершенствованию своих способностей
Основное двухэтажное здание общей площадью 674,8 кв.м находится
в удовлетворительном состоянии. В
учреждении имеются 16 учебных и рабочих
кабинетов, из них 8 кабинетов,
приспособленных и оснащенных для занятий с детьми; укомплектованы современным оборудованием,
наглядными и дидактическими пособиями. В кабинетах постоянно поддерживается
температурный режим, освещенность кабинетов соответствует
санитарно-гигиеническим нормам и
правилам.
Имеется фонд методической и педагогической
литературы, который составляет более
1000 экземпляров книг, брошюр, журналов, методической литературы, методических
пособий.
Имеется
актовый зал на 80 посадочных мест для проведения культурно – массовых и
досуговых мероприятий различного уровня.
2.
Обеспечение
безопасности
В МБОУ ДОД ДДЮ пропускной
режим, действует кнопка тревожной
сигнализации (КТС) с выводом в Отдел вневедомственной охраны, автоматическая
пожарная сигнализация, установлен телефон с АОН.
Тренировки по эвакуации в случае ЧС
проводятся в соответствии с планом, тренировки и занятия по действиям в
условиях возникновения и угрозы проведения теракта согласно отдельному плану. Проводится
профилактическая работа с обучающимися.
3. Кадровое
обеспечение образовательного процесса
Педагогический коллектив Дома
детства и юношества отличается профессиональной компетентностью, творческой
активностью и высоким уровнем образованности.
Об этом свидетельствует нижеприведённая таблица.
Сведения
о педагогических кадрах. |
Всего
педагогических работников из них: |
26 |
руководящие
работники |
3 |
|
педагоги
дополнительного образования |
8 |
|
методисты. |
2 |
|
педагог
– психолог. |
1 |
|
педагог
- организатор |
1 |
|
концертмейстер. |
1 |
|
педагоги
– совместители имеют: |
9 |
|
I
категория. |
13 |
|
высшая
категория. |
4 |
|
без
категории. |
9 |
|
Образовательный
уровень педагогических кадров |
высшее
образование. среднее
специальное |
22 4 |
Педагоги,
имеющие педагогические и отраслевые звания, награды. |
Заслуженный
учитель Российской Федерации. |
1 |
Почётный
работник общего образования Российской Федерации. |
1 |
|
Почётный
знак Международного Союза детских
общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». |
1 |
|
Почётный
знак Губернатора Новосибирской области «За любовь и добродетель». |
1 |
|
Почётная
грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. |
1 |
|
Почётная
грамота Министерства образования,
науки и инновационной политики Новосибирской
области. |
4 |
|
Почётная грамота Губернатора Новосибирской
области. |
2 |
|
Почётная
грамота Главы Болотнинского района Новосибирской области. |
7 |
|
Благодарственное
письмо Главы Болотнинского района Новосибирской области. |
1 |
|
Почётная
грамота администрации г. Болотное Болотнинского района Новосибирской области |
2 |
|
Почётная
грамота управления образования администрации Болотнинского района
Новосибирской области. |
6 |
15, 4 % педагогических
работников имеют высшую квалификационную категорию, 50 % имеют первую
квалификационную категорию. Это говорит о том, что в учреждении работают
достаточно опытные педагоги.
Однако 34,6% педагогов не имеют
квалификационной категории, в основном,
это молодые специалисты и вновь принятые на работу педагоги.
Коллектив учреждения работоспособен, методически
грамотен. Основная часть работников в возрасте 35-50 лет. Без перерывов
последние 5 лет в дополнительном образовании работают более 50% педагогического состава учреждения,
что положительно влияет на уровень профессионализма наших педагогов.
В нашем учреждении педагоги активно
работают и осваивают новые технологии
обучения и воспитания в дополнительном образовании. Работы обучающихся под
руководством таких педагогов являются призерами и победителями районных
и региональных конкурсов.
4. Особенности организации образовательного
процесса.
4.1.
Основные направленности
образовательной деятельности.
Многопрофильность Дома детства и
юношества создаёт для обучающихся
большой выбор дополнительных образовательных услуг. Дополнительные образовательные услуги
предоставляются по шести основным направленностям образовательной деятельности.
Реализуя их, мы предоставляем ребёнку
возможность выбора будущей профессии, своего жизненного пути в самых
разнообразных сферах деятельности, готовим его к социализации в обществе,
помогаем его самосовершенствованию и самоопределению.
№ |
Наименование направленности ОП |
Название творческого объединения |
Название образовательной программы |
ФИО педагога, квалификационная категория |
Уровень реализации О.П. |
Уровень освоения О.П. |
Продолжительность освоения О.П. |
Возраст обучающихся |
|
I |
Художественно-эстетическая |
1.
Т.О. «Маленькая фея» |
модифицированная
программа «Лоскутная мозаика» |
Федотова
У.В. (I) |
Нач.,
осн., средний |
общекультурный |
2 |
7-15 |
|
2.
Изостудия «Этюд». |
Авторская
программа «Найти
тропинку к себе» |
Гавриленко
И.Е. (В) |
нач.,
осн.,сред |
углубленный |
3 |
7-16 |
|||
3.Дизайн-студия
«Декор». |
Авторская программа
«Через творчество к мастерству». |
Шаршакова
Н.Л (В). |
нач.,
осн., средний. |
углубленный
|
2 |
8-14 |
|||
4. Т.О. «Сувенир». |
Авторская
программа «Творческая мозаика». |
Скиндер
Ю.Ю.(I) |
нач.,
осн. |
Общекультурный,
углубленный |
2 |
7-14 |
|||
5.
Т.О. «Сувенир» |
Авторская программа
«Красота рукотворного мира» (для детей с ограниченными возможностями здоровья.) |
Скиндер
Ю.Ю.(I) |
нач.,
осн. |
общекультурный |
3 |
7-18 |
|||
6. Театральная студия «Афиша» |
Авторская программа «Театр-
творчество- дети» |
Глушаченко
А.В.(I) |
нач.,
осн. |
Общекультурный,
углубленный |
2 |
7-16 |
|||
7. Т.О. «Бумажная
фантазия». |
Экспериментальная
программа «Мир
на ладошке». |
Емельянова
Н.Н. |
нач.,
осн. |
общекультурный |
2 |
7-12 |
|||
II |
Спортивно – техническая |
1.
Авиамодельная спортивно – техническая лаборатория. |
Авторская программа
«Авиационное моделирование – путь к мастерству». |
Горшков
Ю.П. (В) |
осн,
сред |
углубленный. |
3 |
8-17 |
|
III |
Туристско-краеведческая |
1.Районный
историко – краеведческий клуб «Заветными тропами». |
Авторская программа
«Заветными тропами родного края». |
Мигель Н. А. (В). |
осн., сред |
углубленный |
3 |
12-17 |
|
2.Т.О.
«Ориентир». |
утп |
Димитрюк
А. В.. |
осн
, сред. |
общекультурный |
1 |
|
|||
3.Т.О.
«КРУДРУИСТ» |
Модифицированная программа «Моё село в
истории страны». |
Мурко
З.Ф. (В) |
осн
, сред |
общекультурный |
1 |
13-17 |
|||
4. Турклуб «Компас» |
Модифицированная
программа «Рюкзачок» |
Симович
Е.А. (I) |
осн.,
сред |
общекультурный |
1 |
11-15 |
|||
IV |
Эколого-биологическая |
1.
Т.О. «Кедр» |
модифицированная программа «Увлекательная экология» |
Космовский
С.С. |
осн.,
средн |
общекультурный, углубленный |
2 |
11-15 |
|
2.
Т.О. «Росинка» |
Модифицированная
программа «Хранители природы» |
Шелестюк
О.В. (I) |
осн. |
общекультурный |
1 |
11-13 |
|||
V |
Культурологическая |
1.Т.О.
«Ассорти» |
Экспериментальная
программа «От истоков - к современности». |
Воробьёва
М.Н. |
нач,
осн, |
общекультурный |
1 |
7-13 |
|
2.
Т.О. «Горошинки» |
Модифицированная
программа «Наследие». |
Кривошеева
В.Д. (I) |
нач. |
общекультурный. |
2 |
7-11 |
|||
VI |
Социально-педагогическая |
1.
Районная детская общественная организация «Радуга». |
Авторская
программа «Мир, в котором ты живёшь». |
Шевень
С.И. (В) |
нач,
осн, средний. |
общекультурный углубленный |
3 |
10-17 |
|
2.
Районная школьная Палата. |
Авторская
программа «Семь добрых дел». |
Будеева
Г.Л.(В) |
средний. |
общекультурный. |
2 |
15-17 |
|||
3. Школа раннего развития «Капитошка». |
|||||||||
1.Занимательная
математика |
Модифицированная
программа «Занимательная математика». |
Волощук
С.М. (I) |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
2.
Развивающие игры |
Модифицированная
программа «Обучение.
Развитие. Игра.» |
Шевень
Ю. А. |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
3.
Аппликация |
Модифицированная программа «Волшебные ножницы» |
Шевень
Ю. А. |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
4.
Логопедические занятия |
Модифицированная
программа «Говори
правильно» |
Федотова Е.А. |
дошкольный |
общекультурный |
2 |
5-
6 |
|||
5.Развитие
речи |
Модифицированная
программа «АБВГДейка» |
Федотова Е.А. |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
6.
Музыкальные занятия |
Модифицированная
программа «Весёлые нотки» |
Чернявская
Н. В. |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
7.Изодеятельность |
Модифицированная
программа «Цветные ладошки» |
Худякова
Е.В. (I) |
дошкольный |
общекультурный |
3 |
4
- 6 |
|||
8.
Английский язык. |
Модифицированная
программа «English town» |
Глушаченко
А.В.(I) |
дошкольный |
общекультурный |
2 |
5
- 6 |
|||
В учреждении реализуется 9 авторских образовательных программ: «Авиационное моделирование – путь к
мастерству» (педагог Горшков Ю.П.), «Найти тропинку к себе» (педагог Гавриленко
И.Е.) , «Мир, в котором ты живёшь»
(педагог Шевень С.И.), «Семь
добрых дел» (педагог Будеева Г.Л.), «Заветными тропами родного края» (педагог
Мигель Н. А.), «Красота рукотворного мира» и «Творческая мозаика» (педагог
Скиндер Ю.Ю.), «Через творчество к мастерству» (педагог Шаршакова Н.Л.), «Театр- творчество- дети» (педагог Глушаченко
А. В.), 14 модифицированных
образовательных программ, 2 экспериментальные образовательные программы, 1
учебно – тематический план. 5 образовательных программ рассчитаны на один год обучения, 10
образовательных программ рассчитаны на два года обучения, 11 образовательных
программ – на три года обучения. Преобладающими остаются образовательные
программы с реализацией от года до двух лет. Один педагог-совместитель
реализует УТП, т.к. работает первый год. Все образовательные программы имеют
учебно-дидактические материалы (схемы, таблицы, плакаты, рисунки, чертежи)
и контрольно – диагностический
инструментарий для каждого года обучения (тесты, анкеты, опросники, вопросы
викторины, билеты для зачёта, игровые методики). Наиболее востребованными являются творческие объединения художественно-эстетической и
социально-педагогической
направленностей. Далее следуют
творческие объединения туристко-краеведческой, эколого – биологической, культурологической, научно-технической
направленностей. Эти направленности недостаточно развиты в связи с отсутствием
педагогических кадров.
4.2.
Организация
районных массовых мероприятий.
Одним
из главных, положительных, достижений деятельности МБОУ ДОД ДДЮ является
интеграция общего и дополнительного образования в муниципальном районе
·
через образовательную деятельность;
·
культурно-досуговую деятельность;
·
участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, фестивалях.
Данная особенность организации образовательного процесса свидетельствует
о системном подходе к взаимодействию общего и дополнительного образования.
МБОУ ДОД ДДЮ является организатором многих районных
массовых мероприятий. Охват массовыми мероприятиями по различным направлениям
более 3000 человек за учебный год.
В учреждении накоплен многолетний,
положительный опыт проведения массовых мероприятий с обучающимися района
с учетом запросов детей, посредством реализации основных направленностей деятельности: художественной; туристско-краеведческой;
эколого – биологической, культурологической; спортивно технической,
социально педагогической.
В 2014-2015
учебном году в рамках художественной направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
*Районный
конкурс рисунков «Своему родному краю
творчество своё мы посвящаем!»,
посвящённый 90-летию Болотнинского района;
*Районный
фестиваль творчества дошкольников «Звёздный дождь»;
*Районная
выставка художественных работ по дереву «От истоков к современности»;
*Районный
конкурс рисунков и сочинений «Огонь – друг, огонь – враг»;
*Районная
выставка декоративно – прикладного творчества «Мир увлечений»;
*Районный
конкурс юных мастеров швейного дела «Большой бал маленькой моды»;
*Районный
фестиваль кукольных театральных коллективов «Кукольная страна»;
* Районный
конкурс рисунков, сочинений и фотографий
«Правила дорожного движения знать должны все без исключения»;
*Районный
конкурс для младших школьников по правилам дорожного движения «Я шагаю по
улице».
* Районный этап
Областного конкурса творческих работ детей дошкольного возраста «Семья за
детство без опасности», посвящённый 70 – летию победы в Великой Отечественной
войне;
В рамках
туристско – краеведческой направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
*Районный этап
Областного тура Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ
обучающихся «Отечество»;
*Районный
конкурс издательской продукции музеев образовательных учреждений,
посвящённый 70-летию победы в Великой
Отечественной войне.
*Районный этап
Областного смотра –конкурса музеев образовательных учреждений;
*Районная
конференция по музейной педагогике «Интеграция науки, культуры и образования в музейной
деятельности»;
*Заседание
районного историко – краеведческого клуба «Заветными тропами». «Чтим подвиги и
славу дней минувших, чтоб будущее уберечь от бед!»;
*Заседание
районного историко-краеведческого клуба «Заветными тропами». «Сражения и победы
Великой Отечественной войны».
* Районный
конкурс исследовательских и творческих работ «Герои Болотнинского района», в
рамках деятельности районного историко-краеведческого клуба «Заветными
тропами».
*Выездное
заседание районного
историко-краеведческого клуба «Заветными тропами», посвящённое 70 –летию Победы
в ВОВ.
*Выездное
заседание районного
историко-краеведческого клуба «Заветными тропами», посвящённое Году литературы
в РФ и Дню славянской письменности и культуры.
В рамках эколого - биологической направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
* Районный этап
Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды –
2014.
*Районный этап Областного фестиваля КВН
«Экомир-2014»;
*Районная экологическая акция «В гармонии с
природой»;
*Районный экологический слёт «Юный эколог – 2015»;
В рамках культурологической направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
*Конкурс детского и юношеского литературного
творчества «Родные просторы», посвящённый 110- летию писателя Шолохова и Году
литературы в России;
*Районный этап Областного конкурса детского
творчества в области изобразительного искусства «Красота божъего мира».
В рамках спортивно – технической направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
*Районная
выставка технического творчества «Юный техник – 2015»;
*Районный этап
Областной спартакиады по военно – прикладным видам спорта среди военно –
патриотических клубов, в рамках спортивно – технического комплекса «Готов к
труду и защите Отечества».
В рамках социально педагогической направленности для детей
проведены следующие районные массовые мероприятия:
*Районный
конкурс «Я – ученик XXI века»;
*Районный
фестиваль инсценированной патриотической песни «Виват, победа!», посвящённый 70
– летию победы в Великой Отечественной войне;
*Районный
слёт военно – патриотических клубов «Служу России!», посвящённый Дню защитника
Отечества;
*Районный
конкурс «Лидер детской общественной организации»;
*Районный
конкурс социально значимых проектов «Мы голосуем за мир!», посвящённый 70 –
летию победы в Великой Отечественной войне.
Анализируя
опыт проведения массовых мероприятий с детьми и их эффективность, следует
отметить тот факт, что количество этих мероприятий, их уровень, а также
количество детей, принимающих в них участие, растёт с каждым годом, внедряются инновационные формы
проведения мероприятий.
Массовые
мероприятия являются большим стимулом для развития у детей творческих навыков,
стремления к совершенствованию достижений и мастерства. Кроме того, многие из
перечисленных мероприятий являются
традиционными, проводятся ежегодно.
4.3. Организация содержательного досуга с обучающимися.
Важным аспектом
деятельности педагогического коллектива Дома детства и юношества является
организация содержательного досуга с обучающимися
творческих объединений, которая решает следующие задачи:
*увеличение числа
обучающихся, охваченных организованным досугом;
*совершенствование и
активизация работы творческих объединений;
*увеличение числа
одаренных детей, создание оптимальных условий для их дальнейшего
совершенствования и развития.
В
2014 -2015 учебном году для обучающихся творческих объединений Дома детства и
юношества были проведены следующие мероприятия:
*Праздничная линейка в Школе раннего развития «Здравствуй, Школа!»
*Конкурсно
- развлекательная программа « Мисте и Миссес Осень».
*Программа
«О той, что дарует нам жизнь и тепло», посвящённая Дню матери.
*
Реализация мероприятий программы «Осенние каникулы».
*Новогодние
представления для обучающихся творческих объединений «Нежная снежная сказка зимы».
*Новогодние
представления для детей Школы раннего
развития «Новогодние чудеса».
*Новогоднее
поздравление обучающихся театральной студии «Афиша» больных детского отделения ГУЗ «Болотнинская ЦРБ».
*Выставка
работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Подарим лучики тепла».
*Реализация
мероприятий программы «Зимние каникулы» в дни зимних каникул.
*Конкурсно
- игровая программа «Зимние забавы»
*Выставка
декоративно – прикладного творчества «Мир творчества и фантазии».
*Творческий
конкурс кружковцев «Звёзды нашего Дома».
*Конкурс чтецов в Школе раннего развития «Мои любимые строки».
*Конкурсно
– развлекательная программа «А ну – ка, девочки!», посвящённая
Дню 8 марта.
*Утренник
в Школе раннего развития «День, пахнущий мимозой!»
*Выставка
декоративно - прикладного творчества родителей и детей Школы раннего развития
«Домашние волшебники».
*Реализация
мероприятий программы «Весенние каникулы».
*КВН
«Смеяться разрешается».
*Космическая
дискотека
*Отчётный
сбор кружковцев «Мы, да ещё и таланты!».
*Чествование
выпускников творческих объединений.
*Праздник
в Школе раннего развития «Мы теперь не просто дети, мы теперь выпускники!»
*Праздник
в Школе раннего развития «Здравствуй, лето!»
*Праздничная
программа «Мы шли дорогами победы», посвящённая 70-летию победы в Великой
Отечественной войне.
*Конкурсно
– игровая программа «Серебряной звездой
летит в ладони детство», посвященная международному Дню защиты детей.
*Праздничная
программа, посвящённая Дню города.
Стало доброй традицией проводить внутри творческих
объединений индивидуальные выставки творческих работ обучающихся, Дни именинника, экскурсии в музеи,
незабываемые поездки в театры.
Досуговая деятельность
носит планомерный характер. В поисках
новых форм, приёмов и технологий педагоги добились увеличения количества
мероприятий, активных участников и зрителей, повышение качества досуговой
деятельности. Это говорит о
востребованности всех мероприятий Дома детства и юношества.
Кроме этого,
в учреждении создана система занятости
детей в каникулярное время и летнего отдыха
детей. Задача коллектива- сделать каникулярное время интересным и насыщенным.
Используются различные формы организации каникулярного отдыха, способствующие
получению детьми опыта
самостоятельности, расширению интеллектуальных и познавательных
интересов об окружающем мире и о
себе ( поездки в музеи
г.Новосибирска, экскурсии в районные и Областные краеведческие музеи, посещение
театров и выставок г.Новосибирска,
мастер-классы, творческие встречи, конкурсно- игровые и развлекательные программы).
Таким
образом, в период каникул досуговая
деятельность Дома детства и
юношества не прекращает своё функционирование,
соответственно и имеет влияние на детей,
а переходит в новое, качественное, состояние, которое выражается в особой организации работы Дома детства и
юношества в каникулярное время.
В первую
очередь, это связано с отсутствием строгой регламентации деятельности и предоставлением ребёнку более широкого
спектра возможностей самореализации,
свободного проявления инициатив.
V.
Анализ сведений о состоянии и тенденциях развития.
Сложившаяся
практика работы учреждения дополнительного образования в районе показывает, что
предоставляемые нами услуги формируются, исходя из возможностей самого
учреждения, из имеющегося кадрового потенциала, в частности, без учета
потребностей и интересов потребителей этих услуг - детей. Следствием этой
ситуации стала диспропорция между различными направлениями услуг
дополнительного образования, неопределенность приоритетных направлений.
Анализ
внутренней образовательной
среды показал, что несмотря на хороший
профессиональный уровень педагогов (15, 4 % педагогических работников имеют высшую
квалификационную категорию, 50 % имеют первую квалификационную категорию),
отрицательно на образовательном процессе сказывается нестабильность состава
педагогического коллектива учреждения. Многие молодые специалисты, приходя в
наше учреждение, через год уходят в декретный отпуск, или увольняются из-за
низкой заработной платы.
Проведенный анализ состояния образовательной деятельности МБОУ ДОД ДДЮ
показал, что наибольшее предпочтение обучающиеся отдают художественно-
эстетической направленности.
В детские
объединения принимаются все желающие
дети без отбора, а следовательно с разной базой знаний, умений, жизненным
опытом, поэтому важно в процессе образования осуществлять педагогический учет
физиолого-психологических особенностей каждого ребенка.
С целью определения социального
заказа были изучены
·
требования, предъявляемые к
дополнительному образованию детей;
·
потребности учащихся и их родителей;
·
мнения педагогов дополнительного образования
о путях его обновления.
Проведенный анализ показал, что в системе образования района
учреждения дополнительного
образования играют важную роль. Социальный заказ со стороны управления
образования, родителей, образовательных учреждений состоит в том, чтобы
учреждения дополнительного образования
заняли одно из ведущих лидирующих мест в
процессе формирования единого образовательного пространства района.
Кроме того, учреждения дополнительного образования должны расширить свои социальные связи в
окружающем микросоциуме, в частности:
·
разработать единую программу
взаимодействия со школами района в сфере образовательной и досуговой
деятельности детей;
·
более активно включиться в систему
реабилитационного пространства района, в том числе, по работе с «трудными»
детьми;
·
радикально обновить свою предметно-пространственную среду, что необходимо для
расширения социокультурных контактов учреждения дополнительного образования,
пропаганды достижения его творческих коллективов, организации показательных
мероприятий разного уровня.
Анализ запросов
родителей в отношении учреждения дополнительного образования показал, что
необходимо расширить диапазон услуг. В сфере воспитания ожидания родителей
связаны
·
с расширением диапазона предметных
кружков;
·
с развитием у детей нравственных качеств (организованности, трудолюбия, культуры
общения, самостоятельности, ответственности);
·
с совершенствованием индивидуального
подхода к детям.
Еще одним фактором,
повлиявшим на структуру социального заказа, явилось мнение педагогов об
актуальных проблемах и перспективах развития учреждения. Проведенный опрос
позволил включить в социальный заказ следующие направления:
·
существенное обновление материальной
базы учреждения дополнительного образования;
·
расширение услуг методической службы,
организация методического объединения педагогов дополнительного образования;
·
обновление банка образовательных
программ и создание банка методической литературы.
Чтобы соотнести
выявленный социальный заказ с реальными возможностями МБОУ ДОД ДДЮ, необходимо было провести анализ
современного состояния и проблем учреждения
за 2013-2015 года в основных
сферах его деятельности. Проблемному анализу были подвергнуты все основные
сферы деятельности.
К числу достижений
отнесены:
·
положительная динамика количества
учащихся, занятых дополнительным образованием.
Сравнительная характеристика обучающихся по годам обучения и
направлениям деятельности (за последние 2 года).
№п/п |
Направленность |
2013-2014 уч.год |
2014-2015 уч.год |
1. |
Художественно-эстетическая |
230 |
286 |
2. |
Социально-педагогическая |
181 |
169 |
3. |
Спортивно-техническая |
41 |
22 |
4. |
Эколого-биологическая |
24 |
25 |
5. |
Туристско-краеведческая |
51 |
59 |
6. |
Культурологическая |
33 |
30 |
|
Всего обучающихся |
561 |
596 |
·
увеличение
количества мероприятий, проводимых Домом
детства и юношества:
2013-2014- районных - 40, внутренних - 22
2014-2015- районных - 40, внутренних- 26
Вместе с тем,
критический анализ организации дополнительного обучения детей в 2014-2015
учебном году позволил выявить ряд проблем в организации учебно-воспитательного
процесса, в том числе:
·
недостаточное
обеспечение имеющихся образовательных программ методическими и дидактическими
материалами;
·
преобладание
в процессе обучения «усредненных» методик, рассчитанных в основном на среднего
ученика;
·
недостаточное
использование научно обоснованных методов диагностики развития ребенка,
учитывающих индивидуальные особенности личности;
·
разрыв
процессов образования и воспитания, обусловленный преобладанием у педагогов
ориентации на формирование у обучающихся, прежде всего, конкретных навыков той
или иной деятельности, соответствующих профилю предмета.
Показателями результативности реализации образовательных
программ являются достижения обучающихся.
Уровни достижений |
2012-13уч. год |
2013-2014уч.
год |
2014-2015уч.
год |
Всероссийский |
|
10 |
17 |
Региональный |
10 |
16 |
28 |
Районный |
31 |
23 |
45 |
Муниципальный |
29 |
30 |
36 |
С точки зрения социальной педагогики,
дополнительное образование не может ограничиваться рамками образовательного
учреждения. Важными аспектами дополнительного образования являются работа с
семьей, оказание специфических образовательных услуг, учет интересов детей и
родителей при составлении образовательных программ, усиление работы по месту жительства,
тесное взаимодействие с семьёй, ближайшим социумом.
Оценки и отзывы потребителей
образовательных услуг.
В учреждении есть Книга отзывов, также на сайте http://ddyu.bol.edu54.ru/ можно почитать отзывы воспитанников на форуме.
Социальная
активность и внешние связи учреждения.
Для организации взаимодействия с научными
учреждениями в рамках теоретико-практического развития специалистов Дома
детства и юношества ежегодно составляются договоры и планы о сотрудничестве с НИПКиПРО и ГАОУ ДОД «Центр развития
творчества детей и юношества», согласно
которым они
·
содействуют МБОУ ДОД ДДЮ в методическом обеспечении
и научном руководстве образовательным процессом;
·
участвуют в разработке и рецензировании
дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении;
·
оказывают помощь по внедрению инновационных
технологий в образовательный процесс;
·
проводят совместные научно-практические
конференции в области дополнительного образования;
·
организуют проведение теоретических занятий,
семинаров, практикумов, мастер-классов, круглых столов для педагогов учреждения
по актуальным проблемам воспитания и образования.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
1.
Кадровый
состав учреждения:
4 педагогических работника (15, 4 %)
имеют высшую квалификационную категорию, 13 педагогических работников
(50 %) имеют первую квалификационную категорию. 2.
Возрастной
состав: до 25 -30 лет – 5 чел.,
31-40 лет – 8 чел., 41-50 лет –
3 чел., Свыше 50 лет – 2 чел. Более
80% (16 чел.) – в работоспособном возрасте. 3.
Награжденные
за заслуги в области образования: Благодарственные
письма и грамоты Совета депутатов
Болотнинского района – 2 чел. Почётная
грамота Губернатора Новосибирской области – 4 чел. Почётная
грамота, Благодарственное письмо Главы Болотнинского района Новосибирской
области – 7чел. Почётная
грамота управления образования администрации Болотнинского района
Новосибирской области – 10 чел Премия Главы Болотнинского
района в области образования – 2 чел. Премия
Губернатора НСО – 1 чел. Почетный работник
общего образования РФ –1 чел. Заслуженный
учитель Российской Федерации – 1 чел. Почётный знак
Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских
организаций – Федерация детских организаций – 1 чел. Почётный знак
Губернатора Новосибирской области «За любовь и добродетель» - 1 чел. Почётная
грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 1 чел. Почётная
грамота Министерства образования,
науки и инновационной политики
Новосибирской области. 4.
Стремление к самообразованию. Имеют
высшее педагогическое образование –22 чел. Получают
высшее образование –1 чел. Курсы
повышения квалификации в 2012-2013 уч. году – 5 чел., в 2013-2014 уч. году -2 чел., в 2014-2015 уч.
году – 6 чел. 5.
Аттестация: высшая
категория – 1 чел., 1 категория –3 чел. 6.
Востребованность
учебного заведения:
2013 г. –672чел., 2014г. -561 чел. , 2015 г. -596 чел. В пределах этой нормы учреждение набирает
воспитанников в течение нескольких лет. 7.
Материально-техническая
база совершенствуется: ·
телевизор, DVD-плейер
·
компьютеры для административной и учебной работы ·
Пожарная сигнализация ·
Телефоны с АОН. 8.
Результативные
отделы (за 2014-2015 уч. год): ·
Изостудия «Этюд»: Региональный экологический форум «Зелёная планета – 2015», посвящённый
Году литературы в России- Диплом Лауреата, Областной конкурс «Мир на
ладошке»-
Диплом I
степени. ·
Творческое объединение «Сувенир»: Областной фестиваль «Таланты без границ», Диплом
победителя, Свидетельство стипендиата
Благотворительного фонда «Наш день» для одарённых детей – инвалидов в сфере
образования,
культуры и искусства. Областной конкурс
детского и юношеского литературного творчества «Родные просторы»,
посвящённого 110 – летию писателя М. А. Шолохова и Году литературы - III место, II место. Региональный
экологический форум «Зелёная
планета – 2015», посвящённый Году литературы в России – Дипломы
Лауреатов. ·
Творческое объединение «Ассорти»: Областной конкурс «Мир на
ладошке»
- Диплом II
степени. Областной конкурс детского и юношеского
литературного творчества «Родные просторы», посвящённого 110 – летию писателя
М. А. Шолохова и Году литературы в России – II место ·
Творческое объединение «Бумажная фантазия»:
Областной конкурс детского и юношеского
литературного творчества «Родные просторы», посвящённого 110 – летию писателя
М. А. Шолохова и Году литературы в России – II место. Региональный экологический форум «Зелёная планета – 2015», посвящённый
Году литературы в России- Диплом Лауреата ·
Творческое объединение «Ориентир» профильная туристско – краеведческая смена «Компас плюс»
- Диплом I степени
в номинации «Военизированная
полоса препятствий», Диплом II степени
в спортивной
программе «Встречная эстафета»,
Диплом II степени
в номинации «Туристские узлы», Диплом III степени
в номинации «Военизированная полоса препятствий». 9.
Доброжелательный
микроклимат.
В целом коллектив доброжелательный, активный, умеет оказывать помощь,
педаработники находят общий язык с администрацией, неконфликтны, умеют
преодолевать трудности. 10.
Связь с НИПКиПРО. Имеется
Договор о сотрудничестве с НИПКиПРО. 11.
Реально
действующие дополнительные образовательные программы – 26. В учреждении
реализуется 9 авторских образовательных программ, 14
модифицированных, 2 экспериментальные образовательные программы, 1 учебно –
тематический план (педагог работает первый год). Эффективно реализуют образовательные программы три
районных творческих объединения: РДОО «Радуга», Районная школьная Палата,
РИКК «Заветными тропами». 12.
Достаточное
внимание к работе учреждения со стороны СМИ. |
1.
На данный момент учреждение является единственным
многопрофильным учреждением дополнительного образования в районе. 2.
Есть возможность расширения научно-методической
деятельности через сотрудничество с кафедрой педагогики НИПКиПРО, БПК, ГАОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества». 3.
В сфере воспитания программы ДДЮ являются
приоритетными для ОУ города и района. 4.
Активизация родительской общественности для
повышения статуса учреждения в городе. 5.
Организация просветительской работы. 6.
Поиск новых проектов деятельности. 7. Организация
единого образовательного пространства в городе и районе в сфере дополнительного образования детей. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ |
УГРОЗЫ |
·
Низкий уровень заработной платы и отсутствие фонда
стимулирующих выплат. ·
Недостаточно молодых специалистов, их
некачественная профессиональная подготовка. ·
Нет педкадров с нестандартными профессиями, что
могло бы привлечь дополнительно школьников для развития их творческих
способностей. ·
Слабое финансирование деятельности учреждения и
отсутствие средств на усиление материальной базы учреждения. ·
Недостаточная оценка деятельности учреждения,
которое охватывает в своей работе более 50% детей города и района. ·
Слабая издательская деятельность и недостаточная
реклама возможностей учреждения. ·
Отсутствие в достаточном объеме современных
технических средств и возможности их приобретения. ·
Отсутствие возможности прохождения курсовой
переподготовки на бюджетной основе. |
1.
Перевод учреждения в статус автономности без
муниципальной поддержки из-за отсутствия финансирования. 2.
Примерно 10% воспитанников покидают учреждение. 3.
Недоступность бесплатного дополнительного
образования. 4.
Текучесть кадров. |
VI.
Концепция
развития: миссия, цели, задачи.
Миссия
Создание
равных стартовых возможностей для разностороннего развития детей с различным
личностным потенциалом и социально-демографическими характеристиками. Обеспечение
гарантий получения качественного, доступного дополнительного образования,
соблюдение прав и свобод ребенка.
Цель
Создание
организационных и методических условий для обеспечения функционирования и
развития МБОУ ДОД ДДЮ, повышения качества, доступности и конкурентоспособности
дополнительного образования в интересах обучающихся, их родителей, социальных
партнёров и общества в целом, развитие инфраструктуры и материально-технических
основ процесса развития учреждения.
Задачи
1.
Изучение и анализ соответствия образовательных потребностей и
запросов обучающихся ресурсным возможностям учреждения.
2.
Расширение дополнительных образовательных услуг в рамках ФГОС.
3.Разработка
образовательных программ по раннему выявлению,
развитию и поддержке одаренных детей.
4.
Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и
непрерывному профессиональному развитию.
5.
Разработка и реализация мер поддержки, выявления и развития способностей
каждого ребенка, стимулирования достижений одаренных детей.
6.
Улучшение материально-технической базы учреждения. Корректировка механизмов
финансирования учреждения в соответствии с задачами инновационного развития.
7.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды. Создание современной
инфраструктуры для формирования у обучающихся социальных компетенций,
гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
8.
Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного
дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их
социализации.
9.Создание консультативного сервиса для родителей в целях оказания им психолого-педагогической
помощи в воспитании и развитии детей.
Сроки реализации Программы
Достижение
реализации намеченных целей и задач планируется в три этапа:
Первый этап (январь – ноябрь 2015
г.) –
проектировочный: анализ среды
развития МБОУ ДОД ДДЮ, определение миссии, постановка целей, задач Программы.
Выделение приоритетных направлений Программы.
Второй этап (декабрь 2015- май 2018 гг.) – основной: апробация новых образовательных
программ, проектов, расширение сферы услуг, прочное вхождение в образовательное
и культурное пространство района и города.
: максимально возможная и эффективная, структуризация направлений и сфер
деятельности, разработка и описание проектов, укрепление и перераспределение
материально-технической базы центра, развитие системы взаимодействия с другими
образовательными учреждениями, формирование научно-методической и
материально-технической базы достаточного уровня для реализации Программы.
Третий этап (июнь 2018 – июнь 2019
гг.) – обобщающий:
анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития;
внедрение в образовательную практику положительных результатов реализации Программы.
Ведущие методологические
принципы Программы развития:
Непрерывность и преемственность. Досуговые
и образовательные программы учреждения
предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и
умений детей при переходе от одной ступени обучения к другой.
Компетентностный
подход.
В образовании компетентностный подход органично связан с идеей всесторонней
подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста,
профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума.
Открытость
образовательной среды.
Образовательный процесс реализуется в активном взаимодействии с родителями и
образовательными учреждениями, социальными партнерами.
Гармоничное
сочетание традиций и инноваций.
В условиях современной школы особое значение приобретает развитие
инновационного потенциала личности ребенка при воспитании приверженности
традиционным гуманистическим ценностям общества.
Добровольность. Выражается в
самостоятельном выборе ребенком содержания творческой деятельности,
длительности участия в жизни того или иного детского объединения или
мероприятия.
Принцип
творческой самостоятельности учреждения, согласно которому Дом детства и
юношества самостоятельно определяет содержание и формы своей творческой
деятельности и её направления.
Модель выпускника
Модель
выпускника Дома детства и юношества представлена в виде совокупности качеств, которые объединены в три группы, а
именно: личностные, социальные, профессиональные. Развитие качеств всех трех
групп будет являться результатом эффективной образовательной деятельности учреждения.
Личностные качества |
- культура
поведения (этичность, эстетическая чувствительность,
дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность и т.д.); - коммуникабельность (культура речи, общительность и т.д.); - ответственность (умение отвечать за собственную и
коллективную деятельность); - интеллектуальная
культура (ЗУН в
области умственного труда); - целеустремлённость - самоорганизация (собранность, наблюдательность,
самостоятельность, умение организовывать собственную деятельность, самоанализ
и т.д.); - увлеченность
(заинтересованность) |
Социальные
качества |
- физическое
здоровье (следование требованиям ЗОЖ, физическая
выносливость и т.д.); - патриотизм
(любовь к Родине, приверженность национальным
традициям и т.д.); - нравственность
(уважительность, доброта, гуманность,
справедливость, созидательность и т.д.); - гражданственность
(бережное отношение к окружающему миру,
семейственность, политическая активность, законопослушность, правовая
грамотность и т.д.); - толерантность (терпимость, уважительность и т.д.); - социальная
активность (инициативность в борьбе с проявлениями зла и
защите гуманистических принципов) |
Профессионаные качества |
- конкурентоспособность
(профессионализм, мобильность,
организованность, амбициозность, уверенность в себе, стрессоустойчивость,
трудолюбие, экономическая грамотность и т.д.); - креативность (творчество, новаторство, предприимчивость и
т.д.) |
Под
дополнительным образованием мы понимаем
тип образования, объединяющий воспитание, обучение в единый процесс в целях
удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала
ребенка, способствующих созданию условий для успешной деятельности учащихся и
педагогов, самореализации и социализации личности, опирающейся на свободный
выбор вида деятельности.
К функциям дополнительного образования детей мы относим образовательно-информационную,
ценностную личностно-образующую, обеспечение занятости детей в свободное время,
функцию социальной адаптации.
Анализируя работу учреждения, необходимо выделить ряд
педагогических условий, обеспечивающих успешность протекания процесса
социально-педагогической адаптации детей и подростков в условиях учреждения
дополнительного образования.
Первое
условие: педагогическая поддержка
ребенка в его индивидуальном саморазвитии. Ребенок добровольно выбирает вид
занятий и сам развивает себя.
Второе
условие - вариативность образования,
то есть возможность образования
поискового, предоставляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм
образования, педагога, формирующего у ребенка такую картину, которая
обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего
процесс саморазвития.
Третье
условие –
создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого-педагогической
системы. В основу ее функционирования положена идея учреждения дополнительного
образования как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные
условия для реализации творческих способностей каждого ребенка, начиная от
уровня формирования интереса ребенка к какому-либо виду деятельности и кончая
уровнем профессионально - ориентированной и научно-исследовательской
деятельности.
Четвертое
условие – вытекает из третьего.
Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи
образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду
деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы,
что делает дополнительное образование доступным для детей с различным уровнем сформированности творческой самодеятельности и, следовательно,
ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха.
Пятое
условие – создание ситуации успеха для индивидуального
развития каждого ребенка.
Ситуация успеха
концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих
педагогическую эффективность деятельности.
Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения
деятельностью и желание ее повторения.
Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство
личности растущего ребенка.
В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а
значит, содействует социализации личности.
В-четвертых, повышает социально-психологический климат в
детском коллективе.
В-пятых, успех
становится сильнейшим средством личностного развития человека.
А так как индивидуальное
развитие неповторимо, то наивысшего успеха все дети не могут достигать,
занимаясь разнообразной деятельностью, поэтому деятельность Дома детства и
юношества по созданию ситуации успеха
выражается в
·
создании
детских объединений с широким спектром
деятельности;
·
создании
ситуации успеха на занятиях в объединениях;
·
во включении
всех воспитанников Дома детства и юношества в разнообразную деятельность
(смотры, конкурсы, творческие отчеты, концерты, выставки и т.д.);
·
подготовке
педагогов учреждения по проблеме технологии создания ситуации успеха.
Схема
взаимодействия при реализации программы
Программа развития Муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Дома детства и юношества на 2015-2019 гг. Научно-методическая
деятельность Дополнительное
образование детей Педагогические
ресурсы Развитие
материально-технической
базы Внутреннее
взаимодействие: Научно-методический
Совет Методические
объединения Педагогические советы Совещания при директоре Внешнее взаимодействие: НИПКиПРО ИМЦ ОО города и района Общественные организации Муниципальные службы Управление образования ММЦ СМК Внутреннее
взаимодействие: Методические
объединения. Педагогические советы. Внешнее взаимодействие: Семья Общественные
организации Управление
образования ИМЦ Спонсорские организации БПК Внутреннее взаимодействие: Методические объединения Семинары Педагогические советы Мастер-классы Открытые занятия Внешнее взаимодействие: ИМЦ БПК НИПКиПРО ГАОУДОД
«Центр развития творчесвтва детей и юношества» Внебюджетные
средства Бюджетные
средства Информатизация
образовательного процесса Внешнее
взаимодействие: Управление образования Внутреннее
взаимодействие: Участники
программы
VIII. Ожидаемые
результаты
от
реализации Программы
1. Расширение
дополнительных образовательных услуг в рамках ФГОС.
2. Наличие образовательных
программ по раннему выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.
3. Высокая
мотивация педагогов к повышению качества работы и непрерывному
профессиональному развитию.
4. Система
поддержки в вопросах проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления
и стимулирования достижений одаренных детей.
5. Развитая
инфраструктура и материально-техническая
база учреждения.
6. Здоровьесберегающая
образовательная среда в учреждении, позволяющая формировать у обучающихся социальные
компетенции, гражданские установки, культуру здорового образа жизни.
7. Доступность
качественного дополнительного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
8.Наличие консультативных
сервисов для родителей в целях оказания
им психолого- педагогической помощи в обучении, воспитании и развитии детей.