УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА

 

ПРИКАЗ

 

            от    14.09.2015г.                                                                     № 141

 

О проведении районного этапа

Областного тура  Всероссийского конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 

В целях воспитания у обучающихся ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам и  на основании информационного письма ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества»  от 31.08.2015г.   681

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести в период с сентября по ноябрь 2015 г. районный этап Областного тура Всероссийского конкурса  «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс).

2. Утвердить:

2.1. Положение о районном этапе Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (приложение 1).

2.2.Требования к оформлению конкурсных работ (приложение 2).

2.3. Критерии оценки конкурсных работ (приложение 3).

2.4. Состав организационного комитета (приложение 4).

3.  Руководителям образовательных организаций обеспечить участие  образовательной организации в Конкурсе в соответствии с требованиями Положения.

4.  Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Дому детства и юношества (Синельник С.А.) организовать проведение районного этапа Областного тура Всероссийского     конкурса  «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

5.  Контроль исполнения приказа возложить на ведущего специалиста управления образования Макаренко О.К.

 

 

Начальник управления образования                                    Е.А. Плотникова

 

 

 

 

 

 

Будеева Г.Л.

21-491                                                                                                            

  Приложение 1

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 

ЦЕЛЬ

Воспитание у обучающихся ценностного отношения к природному и культурному окружению,  толерантности и уважения к другим культурам.

                                                          ЗАДАЧИ

   привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины;

   выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков,   изучающих   взаимоотношения   этноса   и   природной   среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия:

   распространение этического отношения  к  природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;

   развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;

   содействие   социальной   адаптации   и   самоопределению   детей    и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике конкурса.

                                                    УЧАСТНИКИ

К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Болотнинского района в возрасте  12 - 17 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.

СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс  проводится с  сентября  по  ноябрь 2015 г.

Конкурсные работы принимаются к рассмотрению до 12  ноября 2015 года по адресу:  г. Болотное, ул. Комарова, 6, МБОУ ДОД Дом детства и юношества, кабинет №1, методист Будеева Галина Леонидовна

Тексты и анкеты – заявки предоставляются на бумажном и электронном носителях  D-RW). Контактный телефон: 21 -491 (Будеева Галина Леонидовна, методист).

      НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);

• Традиционная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по   сохранению   и   воспроизведению   явлений нематериальной культуры - песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением).

      Живой символ малой родины (для обучающихся до 14 лет) (рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой символ малой родины» и письменное обоснование  его выбора (сочинение), где требуется аргументировать именно его предпочтение – в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).

    Публицистика     в    защиту     природы     и     культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и отражающие  личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).

    Эколого-краеведческие  путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).

В    конкурсных  работах   всех   номинаций   должны   рассматриваться вопросы   взаимосвязи  между   культурным   и   природным   окружением этноса, например:

- история природопользования и охраны природы;

- традиционное природопользование и окружающая среда;

- природные промыслы, изделия из природных материалов;

- природные  объекты  и  явления   в  культуре  этноса,   его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;

- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);

- сакральные природные объекты;

- травы и иные природные средства в народной медицине;

- экологические аспекты образования поселений;

- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;

- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных,  социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

 

Формы представления конкурсных работ:

 

§  учебно-исследовательская   работа   -   в   номинации   «Гуманитарно-экологические исследования»;

§  путеводитель   или   описание   маршрута,   тропы   -   в   номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;

§  публицистическое  произведение  (статья,  эссе,  очерк   и  т.н.)  -  в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;

§  фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями), видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями)  в номинации «Традиционная  культура»;

§  художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ родины».

 

         На Конкурс не принимаются работы:

-    не соответствующие тематике конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);

-    не соответствующие требованиям  к оформлению  конкурсных  работ (приложение 2);

-    занявшие   призовые   места   на   других  областных  конкурсных   программах   в предыдущих и текущем годах;

-        нарушающие  нормы  толерантности  и  уважения  к другим  этносам, религиям и культурам.

           Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

                                      ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Победители Конкурса определяются в каждой номинации и награждаются грамотами  управления образования  и  МБОУ ДОД Дома детства и юношества.

Работы победителей в каждой номинации направляются для участия в Областном  туре Всероссийского Конкурса.                                                                                                                                                                                                             

 

Приложение 2

 

Требования к оформлению конкурсных работ

 

1. Общие требования к конкурсным работам

1.1.    На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку (прилагается).

1.2.    Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, набраны на компьютере. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены в скоросшивателе и т.п., страницы пронумерованы. Формат текстового материала - не более А-4.

1.3.     Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название организации и объединения; тема работы; номинация; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); название населенного пункта; год выполнения.

2. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

      титульный лист и содержание с указанием глав и страниц;

      введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;

      обзор литературы по теме исследования;

      методика исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;

      основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;

      заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;

      список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном тексте или в приложении.

2.3. При использовании данных из литературы источники указываются в конце (см. выше), а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразии, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.

3.3.    Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

3.4.    В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

   история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;

      природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

      сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

      население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);

      основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

   традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);

   современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).

3.5.    При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

4.       Требования к публицистическому произведению

4.1.          Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 страниц).

4.2.          К работе прилагается сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).

5.       Требования к работам номинации «Традиционная культура»

5.1.     Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях. Работы по нематериальной культуре (песни, танцы, обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на DVD- и CD-дисках. Натуральные экспонаты (как подлинники, так и копии) на федеральный (заочный) этап не принимаются.

5.2.    Пояснительный текст к работам по материальной и нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:

  об истории художественного промысла, обычая, обряда и т.д.;

  об особенностях и характерных отличиях технологии (для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры);

  о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);

  о символике предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).

6. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»

Под «живым символом» понимается живой объект (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

6.1.         Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

6.2.         От каждого участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).

         На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.

На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.

6.3           К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала).

Текст может быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).

6.4 Работы участникам конкурса не возвращаются.

6.5 Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

 

Приложение 3

                             

Критерии оценки конкурсных работ

 

1.     Критерии оценки учебно-исследовательской работы:

·     постановка цели и задач, актуальность темы;

·     применение комплексного, междисциплинарного подхода;

·     теоретическая проработанность темы, использование литературы;

·     обоснованность выбора методики;

·     достаточность собранного материала;

·     глубина проработанности и осмысления материала;

·     значимость и обоснованность выводов;

·     практическая значимость и (или) научная новизна исследования;

·     качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.)   

2. Критерии оценки разработок путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы):

·     стиль изложения, выразительность;

·     степень информативности описания;

·     использование комплексного, междисциплинарного подхода;

·     достоверность и уровень подачи сведений о природе;

·     достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;

·     оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);

·     качество картографического материала;

·     возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;

·     использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

3. Критерии оценки публицистического произведения:

·     компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;

·     наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;

·     актуальность поднятой проблемы;

·     оригинальность концепции и изложения;

·     глубина осмысления темы;

·     информативность;

·     адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;

·     стилистическая грамотность;

·     образность, характер детализации.

4. Критерии оценки работ в  номинации «Традиционная культура»:

·  соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;

·  объем и глубина проработки изученного материала;

·  наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;

·     соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;

·     знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);

·     техника исполнения предмета или произведения;

·     полнота и точность воспроизведения;

·     соответствие стилю, композиции и символике;

·     качество оформления материалов:

- фотографии – качество и композиционное решение;

- видеофрагменты – режиссура и операторская работа.

5. Критерии оценки работ в номинации «Живой символ малой родины»:

·     художественная выразительность и качество работы;

·     оригинальность работы;

·     информативность, убедительность и художественность сопроводительного текста;

·     значимость объекта и обоснованность выбора;

·     научность представленного материала;

·     перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, в эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.

 

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника районного этапа Областного тура

Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».

1. Название работы_________________________________________________

2. Название номинации _____________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество автора (-ов) (полностью), год и дата рождения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество руководителя работы, место работы и должность

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется), место работы и должность, звание, степень ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Место учебы (школа, класс), адрес (с индексом), телефон: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Название образовательной организации, в которой выполнена работа, адрес, телефон __________________________________________________________________

 

8. Название объединения обучающихся __________________________________________________________________

9. Домашний адрес, телефон ________________________________________________________________

                                                                               

 

 Приложение 4

 

     Состав оргкомитета

 

1.Плотникова Е.А. -  начальник управления образования, председатель  

оргкомитета.

2.Макаренко О.К. -  ведущий специалист управления образования, член

оргкомитета.

3.Синельник С.А. - директор МБОУ ДОД ДДЮ, член оргкомитета.

4.Грибовская Н.А. – директор МКОУ ИМЦ, член оргкомитета.

6.Будеева Г.Л. – методист МБОУ ДОД ДДЮ, член оргкомитета.

7.Кириченко Л.П.- директор МУК «Болотнинский районный историко-

 краеведческий музей», член оргкомитета.