УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА
ПРИКАЗ
от 14.09.2015г. № 141
О проведении районного этапа
Областного тура Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
В целях воспитания у обучающихся ценностного отношения к
природному и культурному окружению, а
также толерантности и уважения к другим культурам и на основании
информационного письма ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества» от 31.08.2015г. № 681
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести в период с сентября
по ноябрь
2. Утвердить:
2.1. Положение о районном этапе
Конкурса «Моя малая родина: природа,
культура, этнос» (приложение 1).
2.2.Требования к
оформлению конкурсных работ (приложение 2).
2.3. Критерии оценки конкурсных работ (приложение 3).
2.4. Состав организационного комитета (приложение 4).
3. Руководителям образовательных организаций обеспечить
участие образовательной организации в Конкурсе
в соответствии с требованиями Положения.
4. Муниципальному бюджетному образовательному учреждению
дополнительного образования детей Дому детства и юношества (Синельник С.А.) организовать проведение районного этапа
Областного тура Всероссийского
конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
5. Контроль исполнения приказа возложить на ведущего
специалиста управления образования Макаренко О.К.
Начальник
управления образования Е.А. Плотникова
Будеева Г.Л.
21-491
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о
проведении районного конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
ЦЕЛЬ
Воспитание
у обучающихся ценностного отношения к природному и культурному окружению, толерантности и уважения к другим культурам.
ЗАДАЧИ
• привлечение внимания детей и
взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного
наследия своей малой родины;
• выявление и поддержка
творческой инициативы педагогов, детей и подростков,
изучающих взаимоотношения этноса
и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия:
• распространение
этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных
нравственных ценностях;
• развитие
толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования
экологической культуры;
• содействие социальной
адаптации и самоопределению детей
и подростков путем их
привлечения к деятельности по тематике конкурса.
УЧАСТНИКИ
К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся
образовательных организаций Болотнинского
района в возрасте 12 - 17 лет, проявляющие интерес к изучению и
сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Конкурс проводится с сентября
по ноябрь
Конкурсные работы принимаются к
рассмотрению до 12 ноября
2015 года по адресу: г. Болотное, ул. Комарова, 6, МБОУ ДОД Дом
детства и юношества, кабинет №1, методист Будеева Галина Леонидовна
Тексты и
анкеты – заявки предоставляются на бумажном и электронном носителях (СD-RW). Контактный телефон: 21 -491 (Будеева Галина Леонидовна, методист).
НОМИНАЦИИ
КОНКУРСА
Конкурс
проводится по следующим номинациям:
• Гуманитарно-экологические
исследования (рассматриваются учебно-исследовательские
работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения
природы в культуре этноса, а также
влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе
и природопользование);
• Традиционная культура (рассматриваются работы по
воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием
природных материалов, а также
отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и
воспроизведению явлений нематериальной культуры - песен, танцев, игр,
обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным
окружением).
•
Живой символ малой родины (для обучающихся
до 14 лет) (рассматриваются
живописные и другие
художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой
символ малой родины» и письменное обоснование
его выбора (сочинение), где требуется аргументировать именно его
предпочтение – в чём заключается его уникальность или характерность для края,
интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
•
Публицистика в
защиту природы и
культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и
другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного
сохранения культурного и природного наследия и отражающие личное понимание проблемы
взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
•
Эколого-краеведческие
путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие
путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и
природным наследием малой родины).
В конкурсных
работах всех номинаций
должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между
культурным и природным
окружением этноса,
например:
- история природопользования и охраны
природы;
- традиционное природопользование и
окружающая среда;
- природные
промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты
и явления в
культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
- природа
в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные
природные объекты;
- травы и
иные природные средства в народной медицине;
- экологические
аспекты образования поселений;
- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных
общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно,
однако содержание конкурсных работ должно
соответствовать общей теме Конкурса.
Формы представления конкурсных работ:
§ учебно-исследовательская работа
- в
номинации «Гуманитарно-экологические
исследования»;
§ путеводитель или
описание маршрута, тропы
- в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
§ публицистическое произведение
(статья, эссе, очерк
и т.н.) -
в номинации «Публицистика
в защиту природы и культуры»;
§ фотографии предметов материальной культуры
(с аннотациями), видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) в
номинации «Традиционная культура»;
§ художественная
работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ
родины».
На Конкурс не принимаются работы:
-
не соответствующие тематике конкурса (не связанные с
изучением или сохранением
культурного и природного наследия);
-
не соответствующие требованиям к оформлению
конкурсных работ (приложение 2);
-
занявшие
призовые места на
других областных конкурсных
программах в предыдущих и текущем годах;
- нарушающие нормы
толерантности и уважения
к другим этносам, религиям и культурам.
Конкурсным
преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Победители Конкурса определяются в
каждой номинации и награждаются грамотами управления образования и МБОУ
ДОД Дома детства и юношества.
Работы победителей в каждой номинации
направляются для участия в Областном туре
Всероссийского Конкурса.
Приложение 2
Требования к оформлению конкурсных работ
1. Общие требования к
конкурсным работам
1.1. На каждую конкурсную работу
необходимо заполнить анкету-заявку (прилагается).
1.2. Все текстовые материалы должны
быть написаны на русском языке, набраны
на компьютере. Листы конкурсных материалов
должны быть надежно скреплены в скоросшивателе и т.п., страницы пронумерованы. Формат текстового материала - не
более А-4.
1.3. Каждая работа
должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название организации
и объединения; тема работы; номинация; фамилия и имя автора (-ов), класс;
Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются);
название населенного пункта; год выполнения.
2. Требования к
учебно-исследовательской работе
2.1. Структура
учебно-исследовательской работы предусматривает:
•
титульный лист и
содержание с указанием глав и страниц;
•
введение с
постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования,
обоснованием актуальности темы, указанием
места, сроков и продолжительности исследования;
•
обзор литературы
по теме исследования;
•
методика
исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
•
основная часть, в
которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
•
заключение,
содержащее выводы по теме исследования, перспективы
продолжения работы, рекомендации;
•
список
использованных источников и литературы.
2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы,
иллюстрации, фотографии и др. иллюстративный материал может быть дан в основном
тексте или в приложении.
2.3. При использовании данных из
литературы источники указываются в конце (см. выше), а в тексте приводятся
ссылки.
2.4. Картографические материалы должны
иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть
разборчивыми.
3. Требования к путеводителю и
эколого-краеведческому маршруту
3.1. Содержание
данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных
особенностях природы и культуры края, его своеобразии, позволяющий
читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2.
Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным,
сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут
быть представлены в произвольном виде.
Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
3.4. В тексте могут раскрываться
следующие вопросы:
•
история поселения (-й): возникновение,
археология, топонимика, развитие;
•
природа края
(географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир,
традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и
объекты, топонимика природных объектов);
•
сакральные
природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
• население (численность,
социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения,
старожилы, интересные люди и т.п.);
• основные культурные
достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
•
традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники,
гуляния, обряды и т.д.);
• современность (экологические,
социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их
решения).
3.5. При использовании сведений из
литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.
4.
Требования к публицистическому
произведению
4.1.
Публицистические произведения
пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40 000 знаков
(примерно 20 страниц).
4.2.
К работе прилагается
сопроводительный текст (объем – не более 1 стр.), содержащий сведения об
авторе, помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе
(цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются
выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).
5.
Требования к работам номинации
«Традиционная культура»
5.1. Работы по материальной культуре (национальные
костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде
фотографий в разных проекциях. Работы по нематериальной культуре (песни, танцы,
обряды, игры и др.) – в виде видеозаписей на DVD- и CD-дисках. Натуральные экспонаты
(как подлинники, так и копии) на федеральный (заочный) этап не принимаются.
5.2. Пояснительный текст к работам по материальной и
нематериальной культуре должен содержать краткие сведения:
• об истории художественного
промысла, обычая, обряда и т.д.;
•
об особенностях и
характерных отличиях технологии (для художественных промыслов, рукоделия и др.
составляющих материальной культуры);
• о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной
культуры);
• о символике предмета, обряда и
т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).
6. Требования к работам
номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым
символом» понимается живой объект
(определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для
местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села,
города, района, области, края, республики.
Под понятием
«животное-символ» подразумеваются
виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно
в качестве символа выбираются птицы или звери.
Под понятием
«растение-символ» подразумеваются
виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».
Помимо представления живописной работы, авторы также
должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором
требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его
уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными
традициями и жизнью населения и т. д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и
обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает
участник Конкурса.
6.1.
Работы по данной
номинации представляются в виде художественного изображения животного или
растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона,
населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и
т. д. из любого материала.
6.2.
От каждого
участника или коллектива ожидается не более, чем по два рисунка (художественной
работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ
соответственно).
На
конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4
(стандартный альбомный лист размером 210 на
На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем
углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания
автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы.
6.3
К каждой работе
необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование
в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более
трёх страниц формата А4 (стандартный шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала).
Текст может быть набран
на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нем также
нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов),
возраст, номер школы и класса, название работы).
6.4 Работы участникам конкурса не возвращаются.
6.5 Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за
причиненный им ущерб при пересылке.
Приложение 3
Критерии оценки конкурсных работ
1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы:
·
постановка цели и
задач, актуальность темы;
·
применение
комплексного, междисциплинарного подхода;
·
теоретическая
проработанность темы, использование литературы;
·
обоснованность
выбора методики;
·
достаточность
собранного материала;
·
глубина
проработанности и осмысления материала;
·
значимость и
обоснованность выводов;
·
практическая
значимость и (или) научная новизна исследования;
·
качество
оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.)
2. Критерии оценки разработок
путеводителя или эколого-краеведческого маршрута (тропы):
· стиль изложения,
выразительность;
· степень информативности
описания;
· использование комплексного,
междисциплинарного подхода;
· достоверность и уровень подачи сведений
о природе;
· достоверность и уровень подачи
культурологических и этнологических сведений;
· оформление, наглядность работы (качество иллюстраций,
структура);
· качество картографического материала;
· возможность и удобство использования материала в
экскурсионной работе;
· использование авторами собранного материала в
экскурсионной работе.
3.
Критерии оценки публицистического произведения:
· компетентность в вопросах экологии, культурологии и
этнологии;
· наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
· актуальность поднятой проблемы;
·
оригинальность
концепции и изложения;
·
глубина
осмысления темы;
·
информативность;
· адекватность содержания поставленной проблеме,
внутренняя логика;
· стилистическая грамотность;
· образность, характер детализации.
4. Критерии оценки работ в номинации «Традиционная культура»:
· соответствие пояснительного текста иллюстративному
материалу, информативность;
· объем и глубина проработки изученного материала;
· наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
· соотнесение представленного материала с традициями
изучаемого региона;
· знание истории возникновения традиции (промысла,
использования предметов);
· техника исполнения предмета или произведения;
· полнота и точность воспроизведения;
· соответствие стилю, композиции и символике;
· качество оформления материалов:
-
фотографии – качество и
композиционное решение;
-
видеофрагменты – режиссура и операторская работа.
5. Критерии оценки работ в номинации «Живой символ малой
родины»:
· художественная
выразительность и качество работы;
· оригинальность
работы;
· информативность,
убедительность и художественность сопроводительного текста;
· значимость
объекта и обоснованность выбора;
· научность
представленного материала;
· перспективность
дальнейшего использования представленных объектов в символике, в эмблемах, в
рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений,
различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой
информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.
АНКЕТА-ЗАЯВКА
участника районного этапа Областного тура
Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
1. Название
работы_________________________________________________
2. Название номинации
_____________________________________________
3. Фамилия, имя, отчество
автора (-ов) (полностью), год и дата рождения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Фамилия, имя, отчество
руководителя работы, место работы и должность
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество
консультанта работы (если имеется), место работы и должность, звание, степень
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Место учебы (школа,
класс), адрес (с индексом), телефон: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Название образовательной организации,
в которой выполнена работа, адрес, телефон
__________________________________________________________________
8. Название объединения
обучающихся __________________________________________________________________
9. Домашний адрес, телефон
________________________________________________________________
Приложение 4
Состав оргкомитета
1.Плотникова Е.А. - начальник управления образования, председатель
оргкомитета.
2.Макаренко О.К. -
ведущий специалист управления образования, член
оргкомитета.
3.Синельник
С.А. - директор МБОУ ДОД ДДЮ, член оргкомитета.
4.Грибовская
Н.А. – директор МКОУ ИМЦ, член оргкомитета.
6.Будеева
Г.Л. – методист МБОУ ДОД ДДЮ, член оргкомитета.
7.Кириченко
Л.П.- директор МУК «Болотнинский районный историко-
краеведческий музей», член оргкомитета.