Лекторий для
родителей учащихся ШРР «Капитошка»
«Возрастные особенности детей дошкольного
возраста»
При работе с детьми ШРР подбор
диагностических методик, занятии, игр осуществляется с учетом возрастных
особенностей развития познавательных процессов. На каждом возрастном этапе
ребенок овладение ориентировочными действиями определенного вида, которые
являются показателями степени сформированности того или иного познавательного
процесса.
Мышление.
Способы установления связей и отношений
между предметами является основанием для выделения четырех этапов формирования
мышления у дошкольников:
1.
Наглядно-действенное
мышление.
Ребенок решает задачу путем непосредственного действия с предметами
(формируется в 2,5 – 3 года, остается ведущим до 4 – 5 лет).
2.
Наглядно-образное
мышление. Ребенок
решает задачу в уме, опираясь на образные представления (формируется с 3,5 – 4
лет, является ведущей до 4 – 5 лет).
3.
Наглядно-схематическое
мышление.
Ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с порой на схему или модель
предмета, существующие во внешнем плане (формируется с 5 – 5,5 лет, остается
ведущим до 6 – 7 лет).
4.
Логическое мышление. Установление
скрытых закономерностей. Дошкольники чаще всего мыслят логически с опорой на
наглядность, но им доступна и элементарная форма словесно-логического мышления (формируется в 5,5 – 6 лет,
становится ведущей
Память.
В младшем дошкольном возрасте память
носит непроизвольный характер. С 4-летнего возраста у детей начинает
развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей
старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
Воображение.
Воображение является новообразованием
дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий
характер – ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается
способность идти от мысли к действию, воображение становиться целенаправленным.
В среднем и старшем дошкольном возрасте
(4 – 6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого
характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6 – 7 лет) детям
доступно целостное планирование.
Внимание.
В старшем дошкольном возрасте происходит
переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные
свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.
4-5 лет. Продолжать
развивать познавательную сферу детей: закреплять знания формы, цвета; развивать
слуховое и зрительное внимание; наглядно-схематичное и логическое мышление;
память, внимание, воображение; выявление уровня самоконтроля, развитие мелкой
моторики.
6-7 лет. Повышение социальной
компетентности. В течение года дети овладевают учебно-важными качествами и
психологически готовы к школьному
обучению. У детей должен быть «багаж» знаний и умений, включающий в себя:
развитие речи, тонкой моторики, владение опирациональными навыками, развитие
произвольного внимания, памяти, высокий уровень самоконтроля, обобщение,
классификации.