Лекторий для родителей учащихся ШРР «Капитошка»

 «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

 

  При работе с детьми ШРР подбор диагностических методик, занятии, игр осуществляется с учетом возрастных особенностей развития познавательных процессов. На каждом возрастном этапе ребенок овладение ориентировочными действиями определенного вида, которые являются показателями степени сформированности того или иного познавательного процесса.

Мышление.

      Способы установления связей и отношений между предметами является основанием для выделения четырех этапов формирования мышления у дошкольников:

1.          Наглядно-действенное мышление. Ребенок решает задачу путем непосредственного действия с предметами (формируется в 2,5 – 3 года, остается ведущим до 4 – 5 лет).

2.          Наглядно-образное мышление. Ребенок решает задачу в уме, опираясь на образные представления (формируется с 3,5 – 4 лет, является ведущей до 4 – 5 лет).

3.          Наглядно-схематическое мышление. Ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с порой на схему или модель предмета, существующие во внешнем плане (формируется с 5 – 5,5 лет, остается ведущим до 6 – 7 лет).

4.           Логическое мышление. Установление скрытых закономерностей. Дошкольники чаще всего мыслят логически с опорой на наглядность, но им доступна и элементарная форма словесно-логического мышления (формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущей в 7 – 8 лет).

Память.

      В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4-летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.

Воображение.

      Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер – ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становиться целенаправленным. В  среднем и старшем дошкольном возрасте (4 – 6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6 – 7 лет) детям доступно целостное планирование.

Внимание.

      В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.

    

4-5 лет. Продолжать развивать познавательную сферу детей: закреплять знания формы, цвета; развивать слуховое и зрительное внимание; наглядно-схематичное и логическое мышление; память, внимание, воображение; выявление уровня самоконтроля, развитие мелкой моторики. 

      6-7 лет. Повышение социальной компетентности. В течение года дети овладевают учебно-важными качествами и психологически готовы к  школьному обучению. У детей должен быть «багаж» знаний и умений, включающий в себя: развитие речи, тонкой моторики, владение опирациональными навыками, развитие произвольного внимания, памяти, высокий уровень самоконтроля, обобщение, классификации.