Принято
на общем Утверждаю.
собрании педколлектива
Директор МБОУ ДОД ДДЮ
Протокол
№
2 от 23.03. 2015г ________
Синельник С.А.
Кодекс
профессиональной этики педагогических работников МБОУ ДОД ДДЮ, осуществляющих образовательную
деятельность
1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников учреждения,
осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на
основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации.
2. Кодекс
представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных
правил поведения, которыми должны
руководствоваться педагогические работники организации, независимо от
занимаемой ими должности.
3. Педагогическому
работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией и выполняет обязанности по обучению,
воспитанию и развитию обучающихся,
рекомендует неукоснительно соблюдать
положения Кодекса в своей деятельности.
4. Целями Кодекса
являются:
· установление
этических норм и правил поведения педагогических работников по выполнению ими
своей профессиональной деятельности;
· содействие
укреплению авторитета педагогических работников организации;
· обеспечение
единых норм поведения педагогических работников.
5. Кодекс призван
повысить эффективность выполнения всеми педагогическими работниками своих
трудовых обязанностей.
6. Кодекс служит
основой для формирования взаимоотношений в коллективе и в системе образования Болотнинского района,
которые должны быть основанны
на нормах морали, уважительном отношении к труду каждого, самоконтроле
работников.
1. При выполнении
трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из положений о том, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего
доброго имени.
2. Педагогические
работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и родителями обучающихся, призваны:
· осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне;
· соблюдать
правовые, нравственные и этические нормы поведения и общения в коллективе;
· уважать
честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
· развивать
у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и
жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни;
· применять
педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы,
методы и приёмы обучения на основе инновационного подхода;
· учитывать
особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,
соблюдать условия, необходимые для
получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
· исключать
действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных, финансовых и
иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей
и наносящих вред имиджу учреждения;
· проявлять
корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным
представителям) и коллегам терпимость и уважение к обычаям и традициям народов
России;
· воздерживаться
от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб репутации работника или имиджу организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
3. Педагогическим
работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации,
способствовать формированию благоприятного морального ипсихологического
климата в коллективе для эффективной
работы.
4. Педагогическим
работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного
поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности
и справедливости.
5. При выполнении
трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
а) любого вида
высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола,
возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного
или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости и угроз,
оскорбительных выражений проявлений
пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления
неправомерных, незаслуженных обвинений, препятствующих нормальному общению;
6. Педагогическим
работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в
обращении с участниками образовательных отношении, уважать их честь и
достоинство, быть доступным для общения, открытым, доброжелательным и
информационно доступным.
7. Педагогическим
работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в
присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных
выражений или реплик, пренебрежительного тона.
8. Внешний вид
педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен
способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам вообще и организации в частности, соответствовать
общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность,
аккуратность.
1. Нарушение
педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на
предусмотренной Уставом МБОУ ДОД ДДЮ комиссии
по урегулированию трудовых и других споров между участниками образовательного
процесса.
2. Соблюдение
педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации
работника на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных
взысканий в случае совершения работником аморального проступка, несовместимого
с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно
исполняющих трудовые обязанности.
13 марта 2014 г.
Профессиональная
этика изучает:
· отношения трудовых
коллективов и каждого специалиста в отдельности;
· нравственные
качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение
профессионального долга;
· взаимоотношения
внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные
для данной профессии;
· особенности
профессионального воспитания.
Профессионализм и
отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют
первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных
этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В
классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда,
противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда
свидетельствует написанная в первой трети II века до
н.э. христианская библейская книга "Мудрость
Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение
о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла;
хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой;
ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический
труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном
обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай
представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме
отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два
типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски - освободительскую рабочего класса,
распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс:
"...каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".
Те ситуации, в которых
оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают
сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между
людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов,
присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это
отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те
моральные отношения, которые возникают в области непосредственного
соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика
не является следствием неравенства в степени моральности различных
профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности
общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие
профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности
действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам
работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться
жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую
очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии
из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая
деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной
регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему
существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый
элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная
ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает
нравственные качества работника как один из ведущих элементов его
профессиональной пригодности. Общеморальные нормы
должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом
специфики его профессии.
Таким образом,
профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой
системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих
моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к
профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит
вред обществу, может привести в конечном счете и к
деградации самой личности.
В данный момент в
странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Казахстане, выявляется
необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает
идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего
класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически
развитом обществе.
В современном обществе
личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения
к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную
актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.
Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг,
честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за
результаты своего труда.
Виды
профессиональной этики.
Каждому виду
человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.)
соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды
этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые
направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и
деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает
многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии
какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные
нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок
внутренней саморегуляции личности на основе этических
идеалов.
Основными
видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика,
этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д.
Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной
деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так,
например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества,
как научную добросовестность, личную честность, и
конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости,
откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности
закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого
выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности
Родине.
Необходимые
профессиональные и человеческие качества.
Соблюдение правил
этикета
- хороших манер должно быть нормой поведения как в
обществе, так и при исполнении своих профессиональных обязанностей. Соблюдение
этих негласных правил даёт каждому человеку залог успеха на работе, понимания в
обществе и просто человеческого спокойствия, жизненного успеха и счастья.
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных
отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь
уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и
сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как
вежливость и деликатность.
В обществе хорошими
манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать
свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не
стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в
одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим,
в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании
другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в
намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности,
сквернословии, употреблении унизительных прозвищ. Такое поведение
неприемлемо для культурного и воспитанного человека как
в обществе, так и на работе.
Обязательным условием
общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней,
превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного.
Одним из главных
элементов вежливости считают умение запоминать имена. Ф. Рузвельт знал, что
один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать
расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание собственной
значительности
Тактичность, чуткость -
это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных
отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и
поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста,
пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие
посторонних.
Тактичность, чуткость
подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию
собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично,
без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не
уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав
им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность
Уважение к другим -
обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Культура
поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается
прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой
дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению
к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного
отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.
Скромный человек
никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не
подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких
привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна
ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно
различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного
тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что
спором убедить в своей правоте невозможно.
Д. Карнеги считает
одним из золотых правил следующее: "Людей надо учить так, как если бы вы
их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые". Спокойствие,
дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная
контраргументация, основанная на точных фактах - вот
решение этого противоречия между требованиями "хорошего тона" при
дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти
повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей,
предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени:
темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые
условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что
было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться
абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета,
даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность,
естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное
благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно
помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими